Профессионально можно снимать и «Мыльницей»


Цель статьи – помочь обладателю любительской камеры получить хорошие качественные фотографии и избежать типичных ошибок, уготованных автоматикой и разработчиками, распространенных штампов, лишающих фотографию индивидуальности и просто сложностей, вызванных тем или иным.

“Мыльницей” называется фотокамера, которая не обладает ручным управлением выдержкой и диафрагмой, она автоматическая. У такой камеры есть одно преимущество – она имеет приличный стеклянный объектив. Чтобы добиться при фотосъемке “мыльницей” отличных результатов, схожих с результатом полученных снимков дорогостоящей камеры, нужно снимать в условиях, когда данные фотокамеры производят фактически одинаковое качество снимков. Нужно знать, что все профессиональные фотографии знаменитых фотографов – это тот результат, при котором необходимо большое усилие.  Совершенно приемлемым считается вариант, когда из всех кадров выходит лишь один или два поистине стоящих. Тут действует одно важное правило – делать как можно больше кадров с разными ракурсами.

А сейчас давайте рассмотрим те расхожие мифы, которые могут не только помешать начинающему фотографу получить качественные снимки, но и вообще отбить всякую охоту фотографировать, пугая заоблачными ценами и столь принятыми шаблонами.

МИФ ПЕРВЫЙ: количество мегапикселей определяет качество фотографии.

На самом деле количество мегапикселей в первую очередь определяет цену фотоаппарата, а во вторую – размер фотографии. Качество фотографии определяют размер матрицы и оптика. В противном случае 14-мегапиксельный суперкомпакт стоил бы гораздо дороже 8-мегапиксельной камеры с крупной матрицей и хорошим объективом. Однако этого не происходит, и модели «с крупной линзой» удерживаются на рынке и по несколько лет, а суперкомпакты падают в цене каждый месяц с выходом очередного конкурента или обновленной модели «+1 Мп» На рынке профессиональной техники ничего подобного не происходит.

И задайтесь вопросом: «Как часто вы печатаете фотографии размером 30Х40?» Если  ответ «Ни когда», то зачем покупать камеру с большим количеством мегапикселей (если только Вы не вторите своему Эго). А для печатного снимка 10Х15, что 5 мегапикселей, что 14 нет ни какой разницы.

МИФ ВТОРОЙ: профессиональная фотография – это пленка; цифра для любителей.

Наверное, именно поэтому компании Canon и Nikon прекратили выпуск пленочных фотоаппаратов в принципе. Наверное, именно поэтому самый высокооплачиваемый фотограф в мире Дэвид Лашапель использует цифровой задник при съемке. Конечно, от непрофессионализма.

Никто не отрицает и никогда не сможет отрицать качество слайда, только зачем умалять качество цифровой фотографии? С таким же скепсисом в свое время отнеслись к телевидению любители радиоспектаклей, художники-репортажники к первым репортажным фотографиям. Однако все мы сейчас смотрим телевизор и видим фотографии в газетах, а радиоспектакль, как и репортажный этюд в карандаше – экзотика.

МИФ ТРЕТИЙдля хорошего кадра нужен хороший свет.


На самом деле сегодня абсолютно любой фотоаппарат имеет встроенную вспышку (даже мобильные телефоны).  Встроенная в фотоаппарат вспышка – замечательный инструмент, пользоваться которым, к сожалению, умеют немногие. Зато изуродовать человека вспышкой – проще простого. Технически, вспышка предназначена для съемки в условиях, когда естественного освещения недостаточно. С ее помощью можно снимать даже в кромешной тьме, но этого не стоит делать, так как вы получите «блинообразные» лица на фоне экстремально черного пространства сзади.

Используя вспышку, помните о линейном распространении света! Практически, это означает, что если за объектом находится стена, то на этой стене будет ясная и отчетливая тень объекта, которая вряд ли впишется в композицию. Также следите, чтобы в кадре не было зеркал и других отражающих поверхностей – они непременно дадут блик в объектив.

Встроенная вспышка «мыльницы» не должна быть единственным или заведомо самым мощным источником света в кадре, иначе лицо формата «блин» обеспечит вам «долгую память» тех людей, которых вы так «уделали».

МИФ ЧЕТВЕРТЫЙ: профессиональная фотография – непонятная.

Фотографии присущи все направления, зародившиеся в живописи, и все ее болезни. Наряду с классиками и новаторами, учениками и плагиаторами существует особый класс художников – тех, кто создает произведения, непонятные ни другим, ни им самим. Например, сделать портрет человека, наложить на него максимальное количество эффектов в фоторедакторе, затем как следует размазать и перевести в ч/б. Или, как вариант, снимать ночью на двухминутной выдержке, размахивая фотоаппаратом во все стороны. Ну, и, конечно, дать максимально глубокое название получившимся разводам. Что-то типа «Размышляя о Вселенных в капле» или «Тень Ее Крыла на Ланитах Наших» (названия придуманы только что, любые совпадения случайны =). Сюр, импрессия в фотографии существуют давно, и это обогащает мир фотографии и мир зрителя, но делать вид, что ты тоже вроде как обогащаешь – плохо. В последствии человек, решивший заняться фотографией, смотрит на подобные творения и думает: «Вот она какая — современная фотография…» И тоже начинает обогащать. Потому что он тоже умеет размахивать фотоаппаратом во все стороны. Мораль: фотография должна быть продумана.

МИФ ПЯТЫЙ: профессиональная фотография – студийная.


«Ты фотограф? А студия своя у тебя есть?» – классический вопрос от знакомых и незнакомых людей, которые знакомятся с вашим творчеством. Если в студии снимает – значит, профессионал. А профессионально он в студии снимает или нет – никто не знает наверняка. Но в студии.
Как человек, тоже переболевший студийкой, скажу – в студии обязательно надо работать регулярно, но нельзя там жить.
Научиться выставлять свет и строить кадр буквально по кирпичику – очень важно, но не менее важно уметь свет и кадр поймать, как он есть. С непродуманным действием на заднем плане, с насыщенной динамикой и самой настоящей, захваченной врасплох жизнью.

МИФ ШЕСТОЙ: профессиональная фотография – случайная.

Бытует мнение, что, если сделать очень много фотографий за короткий отрезок времени – обязательно попадется хорошая. Увы, иначе каждый человек на Земле был бы фотографом. Ведь просто же – нажимай почаще кнопку. Любой справится.

МИФ СЕДЬМОЙ: профессиональная фотография – композиционная.

«Композиция этой фотографии непрофессиональная и вообще сомнительна», – классический комментарий. Или еще, как вариант: «Композиция отсутствует». Не надо верить таким комментаторам, а то может сформироваться стереотип, что обязательно надо научиться так фотографировать, чтобы композиция была. И никогда не узнаете, что композиция – связь между объектами, в нашем случае – на изображении, и есть она всегда. Даже в полностью белом пустом листе есть композиция. Хотя это так же сложно доказать, как и ее отсутствие.

То есть композиция есть всегда, надо лишь увидеть ту, которая будет нравиться окружающим или хотя бы самому фотографу. Уже первый шаг.

МИФ ВОСЬМОЙ: профессиональная фотография – коммерческая.


Коммерческий фотограф в первую очередь – профессиональный бизнесмен, ведь он продает свои работы заказчику. При этом ему не обязательно считать себя профессиональным фотографом, главное, чтобы так считал заказчик. В то же время фотограф, который не может за целую жизнь продать ни одной своей работы, так же вряд ли может считать себя профессионалом. Значит, никому не нравятся его работы настолько, чтобы их купить.

МИФ ДЕВЯТЫЙ: любительская камера «запорет» любой кадр.

Это утверждение равносильно тому, что дешевая машина обязательно заглохнет на первом же светофоре. Но ведь ездят же люди… значит, надо просто знать свою технику и уметь ей пользоваться. И, конечно, дублировать кадры, ведь от ошибки автоматики никто не застрахован.

МИФ ДЕСЯТЫЙ: JPEG – для любителей.

Абсолютное большинство людей, фотографировавших на цветную пленку, проявляло и продолжает проявлять ее в фото-салонах, а не самостоятельно. При этом то же большинство очень довольно получившимися фотографиями. Вот JPEG – почти фотография, проявленная в салоне, при этом никто не запрещает вносить цветокоррекцию в изображение, правда, с небольшими ограничениями.

МИФ ОДИННАДЦАТЫЙ: главное, Фотошоп.

Занимаясь массивным фотомонтажом и сильной ретушью изображений, начинающий фотограф зачастую забывает о содержании. Ведь большинство ошибок и огрехов можно убрать в фоторедакторе. Однако, именно благодаря такому убеждению, появляются ошибки в фоторедакторе, которые убрать нельзя – а именно отсутствие идеи и индивидуальности в работе.

МИФ ДВЕНАДЦАТЫЙ: главное, никакого Фотошопа.

Другая крайность фотографов, ратующих за документальность кадра. Однако, делая заказной портрет, лучше прислушаться к пожеланиям заказчика и убрать фингал из-под его левого глаза, даже если с вашей точки зрения он задавал особое настроение снимку.

МИФ ТРИНАДЦАТЫЙ: есть правила фотографии.

Следуя всем канонам и правилам фотографии, можно избежать очень многих ошибок и совершить одну, но самую большую: не создать ничего нового. Лишь фотографу самому выбирать – делать так, как нравится всем вокруг или делать по-своему, надеяться стать новатором. Самыми неожиданными, яркими и талантливыми работами, которые были подарены этому миру, мы обязаны, конечно, тем, кто делал по-своему, но делал это продуманно.

МИФ ПОСЛЕДНИЙ, и, пожалуй, самый главный: чтобы снимать хорошо, нужна «зеркалка».

Волшебное слово «зеркалка» преследовало меня лет с десяти. У меня был старенькая «Вилия» с выносным видоискателем и приклеенным каким-то суперклеем объективом – полет инженерной мысли советского разработчика. Прогуливающиеся навстречу дяденьки-фотографы, обвешанные «Зенитами» и чемоданами с объективами, ухмылялись, приговаривая: «Чтобы снимать хорошо, нужна «зеркалка»…»

Скоро я понял – чтобы снимать хорошо, нужны исключительно прямые глаза и руки. Техника лишь дополняет фотографа. Примером тому служат многочисленные мастера фотографии, использующие максимально простые камеры и минимальное количество приспособлений.

Похожие записи

Оставить комментарий