Дефекты фотографии


Вспышка — она нам нужна?

Возможно, вы привыкли к тем фотографиям, которые у вас есть. А, может быть, и нет. Просматриваете их и думаете — неужели я так плохо выглядел(а)? Красные глаза, непонятного цвета кожа, тени на шее… почему же так? Все это может быть результатом применения вспышки в помещении. Разберем эти проблемы:

  • Красные глаза. Когда на фотоаппарате используется встроенная вспышка, она отражается от глазного дна. А оно имеет красный цвет из-за кровеносных сосудов. Никаких реальных способов бороться с этим нет. Заявленные производителями фотоаппаратов режимы предотвращения красных глаз не могут их предотвратить в полной мере. Глазное дно все равно будет давать красное отражение, возможно, лишь уменьшенное благодаря тому, что сосуды сжались от предварительных вспышек.
  • Блеск кожи. Если вы введете в поисковике запрос «блеск кожи от вспышки», то сможете найти множество советов, как в фото-редакторах устранить этот эффект. А речь идет о том, что свет вспышки также отражается и от лица, поэтому оно на фотографиях приобретает так называемый «жирный блеск». В фото-редакторе, конечно, можно с ним побороться, но я сильно сомневаюсь, что вы будете этим постоянно заниматься и обрабатывать все свои фотографии.
  • Тени на шее. Они тоже являются следствием использования «вспышки в лоб». Поскольку при автоматических настройках получается, что свет вспышки доминирует над всеми остальными источниками света в помещении, то тень от подбородка безусловно прорисуется на шее.

Мораль этого перечисления очень проста — по возможности, встроенную вспышку в помещениях не нужно использовать! Думаю, на любом фотоаппарате будет возможность ее отключить.

А если без вспышки?

Только что я активно объяснял, что встроенную вспышку на фотоаппарате стоит отключать. Какие же проблемы могут возникнуть, если она отключена?

  • Смаз. Зачем фотоаппарат включал вспышку? Чтобы увеличить яркость. Если же мы принудительно ее отключаем, то яркости начинает не хватать. Если у нас в руках простой фотоаппарат с настройками по умолчанию, то он знает еще только один способ побороться с нехваткой яркости — увеличить выдержку. Это означает, что фотографирование будет происходить не малые доли секунды, а, например, целую секунду или даже дольше. За это время люди, которых вы фотографируете, могут сдвинуться. Кроме того, ваши руки дрожат. Тем самым, объекты на фотографии получаются смазанными.

Есть еще один параметр, который может нам помочь в условиях плохой освещенности — ISO, светочувствительность (расшифровывается он очень странно — International Standards Organization). Те, кто раньше фотографировал на пленочные фотоаппараты, могут помнить этот параметр — он был свойством пленки. Обычно покупали пленку с ISO 100, но иногда для съемки в помещениях старались добыть ISO 200 или 400. По сути, это показатель означал, насколько быстро пленка способна впитывать свет. Например, с показателем 400 она впитывает в 4 раза быстрее, чем с показателем 100, что позволяет фотографировать с выдержкой в 4 раза меньше.

У цифровых фотоаппаратов параметр ISO можно настраивать. При значении 100 сенсоры фотоаппарата работают в нормальном режиме, для более высоких значений фотоаппарат пытается усилить слабый сигнал. Но чем слабее сигнал, тем существеннее влияние помех, поэтому усиление слабого сигнала приводит к тому, что и помехи становятся заметными.

  • Шум. Сильное повышение параметра ISO может приводить к возникновению еще одного дефекта фотографии — так называемых шумов. Процитирую статью из Википедии: «Цифровой шум придаёт фотографии неестественный вид — создаётся ощущение, что на изображение наложена маска из точек различной яркости и цвета. В особенности, цифровой шум портит восприятие однотонно окрашенных частей изображения (например голубого неба) и объёмное восприятие объектов заднего плана, находящихся не в фокусе.» Там же по ссылке вы сможете увидеть пример цифрового шума.

Вы заметили, что я ни разу не заговорил о том, какой у вас в руках фотоаппарат? Все написанное выше применимо как к компактам («мыльницам»), так и к «зеркалкам». Разве что у совсем простых фотоаппаратов может не быть настройки ISO. Главное, что я хотел сказать на данный момент, — это то, что проблема нехватки яркости — она общая для всех видов фотоаппаратов.

Не стоит думать, что покупка зеркального фотоаппарата (вроде того, что изображен в начале статьи) сразу решит эти проблемы. Да, у зеркальных фотоаппаратов сильно больше опций и возможностей бороться с искажениями. Но если вы снимаете только в автоматическом режиме (особенно, если вы не контролируете использование вспышки), то, скорей всего, вы ничего не выиграете от перехода на «зеркалку».

Похожие записи

Оставить комментарий