Параметры съемки


Допустим, вы уже выбрали себе фотоаппарат и объектив, или даже вы его не выбирали, а он достался вам каким-либо иным образом. Как правильно подбирать параметры съемки? Конечно, можно перевести фотоаппарат «в зеленую зону» и снимать на полном автомате. Можно вспомнить, как вспышка уродует фотографии и перейти в режим «без вспышки». Но, мне кажется, для правильной съемки стоит лучше разбираться в параметрах.

У фотоаппарата есть много режимов, использование которых может позволить получить вам фотографии существенно более высокого качества, чем на автоматическом режиме. Но, прежде чем перейти к их полноценному использованию, нужно знать про основные параметры съемки. Что же они собой представляют?
Как я говорил в предыдущих статьях, основная проблема — получить достаточно света на фотографии. Вот про три параметра, отвечающие за яркость мы и поговорим — выдержку, светочувствительность и диафрагму.

Выдержка

Выдержка — это то время, которое длится процесс фотографирования. То время, на которое открыты шторки фотоаппарата, и свет поступает на светочувствительную матрицу. Чем дольше шторки открыты, тем больше света успевает попасть, зависимость эта — линейная (примечание: это не совсем верно, на очень малых выдержках, сравнимых со временем открывания шторки, зависимость искажается).
Что же нам мешает делать длительную выдержку? Во-первых, это дрожь в ваших руках. Ее можно ликвидировать при наличии штатива, а без этого рекомендуется делать выдержку дольше чем долю секунды, обратную фокусному расстоянию (50 при «нормальном» угле обзора). Если штатива нет, а выдержку хочется уменьшить, нужно принять как можно более устойчивое положение, упереться о какой-нибудь предмет, держать фотоаппарат двумя руками.
Кроме того, могут двигаться предметы или люди, которые вы снимаете. Можно, конечно, попросить их замереть, но это не всегда возможно, в особенности — при съемке спорта.
А в определенных случаях вам может захотеться специально сделать длинную выдержку, чтобы, например, ощутить на фотографии движение воды. Тут уже без штатива или какой-либо иной фиксации фотоаппарата не обойтись.

Светочувствительность

Светочувствительность или ISO — параметр, уже упоминавшийся в прошлых статьях. Грубо говоря, при ISO больших ста фотоаппарат усиливает сигнал, поступающий на сенсоры во сколько-то раз. Вместе с ним повышаются и помехи, приводя к появлению так называемых шумов. По возможности, ISO лучше оставлять на сотне, но часто при съемке в условиях недостаточной освещенности его приходится повышать. Делайте это с умом и не забывайте уменьшать его впоследствии.

Диафрагма

Есть еще один параметр, влияющий на количество света на фотографии, — ширина отверстия диафрагмы — отверстия, через которые вообще попадает в фотоаппарат свет. Мы уже встречались с этим понятием в статье про объективы. Естественным образом, это отверстие не может быть сколь угодно большим — ведь нужно, чтобы свет не просто так прошел, а чтобы он затем сфокусировался на матрицу. Максимальный диаметр диафрагмы является важнейшим параметром объектива и характеризует его светосилу.
Казалось бы, открывайте всегда диафрагму по максимуму и получайте всегда максимально светлые фотографии. Это утверждение было бы верным, если бы диафрагма в момент съемки влияла только на поступление света. Но дело в том, что диафрагма — важнейший параметр, от которого зависит то, как будет выглядеть в дальнейшем фотография.
Обратим внимание вот на что. Мир вокруг нас трехмерный, предметы находятся на разных расстояниях. А попадает все на двумерную матрицу, проходя через систему линз. Если все лучи от точки собрались опять-таки в одну точку, то говорят, что она находится «в фокусе» (не путать фокусировку с фокусным расстоянием!). Не может быть такой системы линз, чтобы все предметы были в совершенном фокусе (но когда, фокусировка нарушена «немного», мы не сможем это распознать). Даже когда мы смотрим на внешний мир глазами, не весь мир находится в фокусе, а только его часть. Правда, обычно мы на это не обращаем внимания, поскольку глаз моментально меняет фокусировку на тот предмет, на который мы смотрим в данный момент. Но если мы задумаемся, то поймем, что предметы, видимые «боковым зрением», находятся не в фокусе.

А теперь вспомним вот что. Что мы делаем, когда не удается рассмотреть надпись, если она находится не в фокусе. Правильно, мы прищуриваемся! По аналогии с фотоаппаратом, мы уменьшаем отверстие диафрагмы. Что это означает? А то, что чем меньше диафрагма, тем большая зона находится в фокусе (как говорят фотографы, увеличивается ГРИП — глубина резкости изображаемого пространства).
При максимально открытой диафрагме вы имеете шанс получить в фокусе только какой-то один предмет, а все остальное — с потерей четкости. Иногда это хорошо, иногда — плохо. Кроме того, на урезанных матрицах любительских фотоаппаратов иногда еще нужно хорошо постараться, чтобы получить размытый фон. Но так или иначе, следует запомнить, что величина открытия диафрагмы — это не только регулировка света, но и инструмент, от которого может сильно зависеть фото на выходе.

Режимы фотоаппарата

Когда я начинал писать эту статью, я думал, что доберусь до режимов работы фотоаппарата и расскажу подробно, как именно ими нужно пользоваться, чтобы грамотно регулировать описанные выше параметры. Сейчас стало понятно, что статья уже достаточно разрослась, поэтому ограничусь лишь отдельными режимами, а остальное оставлю как тему для отдельной статьи.
Итак, у большинства фотоаппаратов есть так называемая зеленая зона, в которой все опции фотоаппарат настраивает автоматически. В условиях плохой освещенности это приводит к обязательному включению вспышки. Если же вы не хотите уродовать ваши фотографии встроенной вспышкой, рекомендую как минимум перевести фотоаппарат в соседний режим, в котором использование вспышки запрещено. Приготовьтесь к тому, что освещенности может не хватать, поэтому аппарат будет повышать ISO (что может приводить к шумам) и также делать достаточно большую выдержку, так что держите его покрепче.
Еще стоит отметить простые в использовании режимы — портрет, пейзаж, макросъемку. В чем суть этих режимов? В случае пейзажа фотоаппарат пытается прикрывать диафрагму, приводя к тому, что больше предметов оказывается в фокусе. Поскольку на улице днем освещенность обычно лучше, чем в помещении, такая настройка допустима. И в режиме макросъемки, и в режиме портрета, фотоаппарат пытается открыть диафрагму пошире для того, чтобы, по возможности, фон получился не совсем четким, выделяя интересующего нас человека или объект

Похожие записи

Оставить комментарий