Режимы съемки


Если поставить цель кратко напомнить материал предыдущей статьи, то можно сказать, что есть три опции, влияющих на яркость получаемого кадра — выдержка, светочувствительность и диафрагма. Грамотный подбор этих трех параметров необходим для создания удачного кадра — ведь помимо освещенности есть и иные характеристики фотографии, на которые влияют эти опции.

В полном авторежиме в условиях плохой освещенности фотоаппарат включает вспышку, если же вспышку запретить (соседний режим), то уже как-то комбинирует три этих параметра для достижения результата. Нижние режимы (типа портрета и пейзажа) также комбинируют три параметра, но при этом пытаются в случае портрета открыть диафрагму побольше и тем самым размыть фон, а в случае пейзажа — поместить в фокус как можно больше объектов путем уменьшения отверстия диафрагмы.

Как же мы можем управлять этими опциями самостоятельно?

Экспозиция

В основе подбора правильных параметров лежит понятие экспозиции или экспопары. Допустим, вы уже зафиксировали светочувствительность (ISO). Обычно это делается зажиманием специальной кнопки ISO и прокруткой основного колеса регулировки настроек. Тогда выдержка и диафрагма составляют собой так называемую экспопару. Если увеличить диафрагму и соответственным образом уменьшить выдержку, то получится фотография такой же яркости. Если же менять только один параметр, то фотография будет становиться светлее или темнее.

Как вообще фотоаппарат подбирает экспопару? В первую очередь, он делает так называемый экспозамер — замеряет яркость освещения. Он делает это все время, пока он включен, а вы смотрите в видоискатель. После этого фотоаппарату известны всевозможные комбинации выдержки и диафрагмы, приводящие к кадру «нормальной» яркости. Чем больше выдержка, тем меньше отверстие диафрагмы (и тем больше диафрагменное число) и наоборот. Тем самым, задав одно из двух чисел, мы предоставляем фотоаппарату право подбирать второе.

Av — режим приоритета диафрагмы

Мне кажется, в этом режиме снимать удобней всего. Колесом настроек вы выбираете желаемую диафрагму. При этом фотоаппарат подбирает выдержку и показывает ее на экране. Если выдержка вам кажется слишком большой (вы не думаете, что сможете четко удержать фотоаппарат требуемое время), то у вас есть несколько вариантов.
Откройте диафрагму побольше (уменьшайте для этого диафрагменное число). Возможно, вы хотели большего количества объектов в фокусе, но освещенность этого не позволяет. Если можете примириться с потенциальной потерей фокуса у фона, открывайте диафрагму по максимуму.
В случае зум-объектива попробуйте уменьшить фокусное расстояние (увеличить угол обзора). В этом режиме обычно объектив позволяет открывать диафрагму шире, чем на максимальных фокусных расстояниях.
Диафрагма уже открыта по максимуму, а все равно выдержка велика? Вы можете повысить светочувствительность. Каждый раз делаешь это «с болью в душе», особенно, если она и так стоит не на сотне, а сильно выше. Поднимаешь и думаешь «черт возьми, такие шумы будут!»
Изменить экспокоррекцию. Чуть выше я сказал, что фотоаппарат оценивает экспонометром освещенность и пытается сделать снимок «нормальной» яркости. Но кто сказал, что экспонометр не ошибается? И кто сказал, что нельзя сделать снимок немного потемнее? Для регулировки экспокоррекции зажимайте клавишу A/V и крутите колесо настроек. Вы увидите, как вместе с ним меняется выдержка.
Включить встроенную вспышку… нет, я этого не говорил. Только не это! Идите в магазин и покупайте вспышку внешнюю, но про ее использование мы поговорим как-нибудь в другой раз.

Tv — режим приоритета выдержки

В этом режиме колесом настроек вы задаете выдержку, а диафрагму фотоаппарат подбирает сам, аналогично написанному выше. Лично я редко использую этот режим. Потенциальная область применения:
Установка заведомо большой выдержки с тем, чтобы специально получить смазанную фотографию.
Установка очень маленькой выдержки при съемке спорта или каких-либо быстро движущихся объектов. К сожалению, использование этого режима очень ограничено. Дело в том, что если вы ставите очень маленькую выдержку, то, скорей всего, освещенности вам будет не хватать даже при полном открытии диафрагмы, у вас же не навороченные профессиональные фотоаппарат с объективом! А когда в этом режиме фотоаппарат не может подобрать диафрагму, он ее устанавливает по миниму, и она мигает на дисплее. Но при этом совершенно непонятно, не хватает ее немного или же не хватает очень сильно. Поэтому вы рискуете получить очень темный снимок.

M — полностью ручной режим

Я редко использую этот режим, но есть ситуации, когда именно с его использованием можно достичь наилучшего результата:
Ночная съемка. Экспонометр в этот момент не справляется с задачей, потому что большая часть кадра совсем темная. Ставлю руками экспозицию и выдержку и смотрю, что выходит.
Съемка в помещениях с очень недостаточной освещенностью. Когда устаешь задирать вверх светочувствительность, а при максимально открытой диафрагме все равно получаешь слишком большую выдержку в режиме Av, можно перейти на ручной. В нем задается максимально допустимая для нас выдержка, полностью открывается диафрагма. Дальше делаем фотографии. Они могут получаться темными, но хотя бы без смаза.
Ситуации сильного контраста при использовании вспышки. Когда идет расчет на то, что часть объектов получится достаточной яркости благодаря вспышке, а часть — благодаря выдержке. Но эта тема слишком сложна, чтобы раскрывать ее здесь.

Иные режимы

У фотоаппарата есть еще несколько режимов над «зеленым» авторежимом, скажем и о них пару слов:
Программный режим P. Практически полностью совпадает с зеленым, за исключением того, что позволяет выбирать светочуствительность ISO. Сомнительное достижение.
Творческий режим CA. Выводит на экран настройки ярче-темнее и четче-расплывчатей. По сути, это — завуалированное управление экспокоррекцией и диафрагмой. Я также не вижу большого смысла в этом режиме, потому как, не разбираясь, им воспользоваться сложно, а разбираясь… проще уже применять полноценные режимы.
Режим контроля глубины резкости A-Dep. Довольно странный режим, при котором фотоаппарат берет пару точек фокусировки и пытается подобрать диафрагму так, чтобы обе они находились в полноценном фокусе. Поскольку контроля за выбором нет, да и такой подбор не всегда возможен, режим представляет собой сомнительную ценность.

Похожие записи

Оставить комментарий